?

Log in

No account? Create an account

прошлая запись | следующая запись

Зарайск - город-памятник. Но даже в этом городе есть особенные памятники. Один из них - памятник Героям Советского Союза Примо Джибелл и Борису Туржанскому, которые стали одними из первых Героев Советского Союза.

Памятник участникам гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг., бывшим курсантам Первой Зарайской школы красных военных летчиков Героям Советского Союза П.А. Джибелли и Б.А. Туржанскому расположен на улице Ленинская, возле дома № 23. Памятник был открыт 31 августа 1968 года.



Текст на обелиске гласит: «Свой путь в небо республиканской Испании они начали с Зарайской земли». В памятнике были использованы бетон и металл. Авторы — архитектор А.А. Гайко, скульптор — заслуженный работник культуры России В.И. Полянчев.

Рядом с памятником на здании располагается и мемориальная доска:



Примо Джибелли  Борис Туржанский

Интерактивная карта воинских мемориалов и обелисков


Джибелли Примо Анжелович (итал. Primo Gibelli; 27 декабря 1893, Милан, Италия - 11 ноября 1936, Алькоркон, Мадрид, Итспания - итальянец, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан.

Примо Джибелли родился 27 декабря 1893 года в Милане в итальянской семье. Работал на автомобильном заводе "Фиат". Один из создателей компартии Италии.

В 1921 году эмигрировал в Советскую Россию. В Красной Армии с 1921 года. Принимал активное участие в борьбе с бандформированиями на Украине с 1921 по 1922 год. В авиации с 1922 года.

Принимал участие в борьбе с дашнаками и басмаческими бандами, в 1926 году во время выполнения разведывательного полёта был сбит и попал в плен к басмачам, однако сумел бежать, угнав самолёт, в котором находился английский военный советник. Перелетел линию фронта, с захваченным советником и за этот подвиг в 1926 году был награждён орденом Красного Знамени. В 1928 году за спасение рыбаков в Азовском море награждён именным оружием и Почётной грамотой ВЦИК.

С 1933 года работал в НИИ ВВС. Предпринял неудачную попытку пролететь на самолёте под мостом через Москву-реку. В результате самолёт был разбит, а Джибелли после лечения был уволен из армии. Занимался ремонтом авиадвигателей, работал на автозаводе в Москве.

Член ВКП(б). Женился на Эмилии Александровне Сковородниковой. Дочь — Эрнестина.

В 1936 году Примо Джибелли под псевдонимом «Кольдеро» в составе первой группы добровольцев прибыл в Испанию. Участвовал в гражданской войне на стороне правительства Испанской республики, воевал в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. 10 ноября 1936 года был сбит к северо-востоку от города Алькорсина. Выпрыгнув с парашютом из горящего самолёта, был отнесён ветром через линию фронта, попал в плен к франкистам и был разрублен топором на куски. На следующий день при авианалёте авиаэскадрильи легиона «Кондор» на Мадрид на позиции республиканцев был сброшен на парашюте брезентовый тюк, в котором находилось изрубленное на части тело Джибелли с запиской-предупреждением «Так будет с каждым иностранцем». После проведения медицинской экспертизы было установлено, что на части рубили живого человека.

31 декабря 1936 года Постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм» посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с награждением медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина. В сентябре 1948 года Розе Бьянки — матери Примо Джибелли — была назначена персональная пенсия от правительства СССР.

Борис Александрович Туржанский (9 марта 1900 — 14 июня 1948) — советский лётчик, первый Герой Советского Союза за боевые заслуги (31 декабря 1936 года).

Борис Александрович Туржанский родился 9 марта 1900 года в городе Смоленск в семье служащего. Учился в 1-м Смоленском реальном училище, а затем в Смоленской гимназии. После переезда в Москву в 1915, учился в Московском художественном училище. Участвовал в Гражданской войне: 1918—1919 — младший телефонист, мотоциклист 1-го корпусного и 7-го истребительного авиационных отрядов 9-й армии Южного и Юго-Восточного фронтов, в 1920 — шофёр политуправления 9-й армии Кавказского фронта.
1921 — окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиационную школу и Зарайскую лётную школу первоначального обучения.
1922 — окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
1923 — окончил Московскую высшую авиационную школу и Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания.
1923—1924 — лётчик-инструктор Качинской военной авиационной школы лётчиков.
1924—1925 — служба в строевой части ВВС Киевского военного округа.
1925—1927 — лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
1927—1936 — служба в строевой части ВВС Киевского военного округа (помощник начальника штаба авиабригады, командир отряда).
1929 — окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Командир отряда, авиаэскадрильи, бригады (Белорусский и Закавказский военные округа)
 1932—1933 — командовал 7-й истребительной авиаэскадрильей им. Дзержинского.
1934—1936 — командовал авиабригадой в г. Баку, прикрывающей нефтепромыслы. Обучил бригаду ночным полётам. Избирался членом правительства Закавказской республики. За отличную работу был награждён мотоциклом «Харлей».
1936 — слушатель оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

22 октября 1936 — 11 февраля 1937 — участвовал в Гражданской Войне в Испании командиром авиагруппы И-15 Северного фронта. Был ранен, в результате чего ослеп на один глаз. Получил медаль Героя Советского Союза (№ 12).
Ведя активные воздушные бои в боевых действиях в Испании, эскадрилья под его командованием сбила 6 самолётов противника (Туржанский лично сбил 3 самолёта). 20 декабря 1936 года во время вынужденной посадки после боя получил тяжёлые ранения (в горах истребитель скапотировал), в результате сложной черепной операции потерял глаз и был отправлен на родину.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга, комбригу Туржанскому Борису Александровичу 31 декабря 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым Героем Советского Союза, получившим это звание за боевые заслуги. 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда».

1937 — лётчик-инспектор Управления ВВС РККА.
1937—1939 — лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода № 1 в Москве. Испытывал самолёты И-15бис и И-153.
1939—1941 — начальник лётно-испытательной станции авиазавода № 1. Испытывал истребители И-153, МиГ-1 и МиГ-3.
июль 1941 — в составе 1-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО города Москвы нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме.
июль — декабрь 1941 — начальник лётно-испытательной станции авиазавода № 301 города Химки Московской области. Испытывал истребители Як-1 и Як-7.
1941—1943 — начальник лётно-испытательной станции авиазавода № 153 города Новосибирск. Испытывал истребители Як-7, Як-9, их модификации.
С 1943 — начальник лётно-испытательной станции авиазавода № 82 города Тушино. Испытывал истребители Як-7, Як-9, их модификации.
1945 — лётчик-испытатель 1-го класса.
14 июня 1948 — умер от тяжёлой болезни в Москве и был похоронен на Армянском кладбище.











promo loginov_lip may 28, 2014 20:45 20
Buy for 1 000 tokens
Арифметика любви к Родине очень проста - она складывается из суммы слагаемых. Чем больше слагаемых и они разнороднее и искреннее, тем эта любовь полнее и разнообразнее. Любовь к Родине невозможна без знания о ней. На мой взгляд, это базовое условие. Если ты не знаешь, как можно понять и ценить?…

прошлый месяц

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong