loginov_lip (loginov_lip) wrote,
loginov_lip
loginov_lip

Categories:

Липецк - город авиаторов. О боевом пути легендарного 402 ИАП

402-й истребительный Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени авиационный полк - воинское подразделение вооружённых СССР в Великой Отечественной войне. Один из прославленных полков советских ВВС, занимает первое место по числу сбитых самолётов среди всех подразделений такого уровня. 12 лётчикам авиаполка были присвоены звания Героев Советского Союза.

Именно этот легендарный истребительный полк самым непосредственным образом связан с Липецком. Дополнительно по истории авиации в Липецке можно смотреть здесь.

  

Полк был cформирован 25 июня 1941 года на подмосковном аэродроме Чкаловский на базе НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности как 2-й истребительный авиационный полк особого назначения по предложению депутата Верховного Совета СССР, Героя Советского Союза, ведущего лётчика - испытателя НИИ ВВС подполковника Степана Павловича Супруна. Был укомплектован лётчиками-испытателями, на вооружении полка находились МиГ-3 в количестве 23 машин. Первым командиром полка был назначен друг Супруна, Пётр Михайлович Стефановский.

Дополнительные ссылки по истории легендарного полка:
Об асах полках за годы Великой Отечественной войны войны можно смотреть здесь.
П.М. Стефановский. Триста неизвестных.
Экспозиция 402 иап в музее клуба "Неунываки" в Липецке



В составе действующей армии во время ВОВ cо 2 июля 1941 по 11 июля 1941, с 22 июля 1941 по 22 ноября 1942, с 7 апреля 1943 по 22 июня 1943, с 9 июля 1943 по 12 мая 1944, с 17 июня 1944 по 9 сентября 1944 и с 20 ноября 1944 по 9 мая 1945 года.

Вечером 30 июня 1941 года первые самолёты полка прибыли на аэродром в Идрице, последние самолёты прибыли в Идрицу 3 июля 1941 года. 1 июля 1941 года полк переименован в 402-й истребительный авиационный полк. Ведёт напряжённые бои до 11 июля 1941 года в районе Невель, Великие Луки, Новосокольники. К этому времени в полку осталось три боеготовых истребителя, личный состав полка переброшен в Москву, где вновь получил самолёты и снова, с 22 июля 1941 года по 6 января 1941 года участвует в боях в составе 57-й смешанной авиационной дивизии на Северо-Западном фронте. Базируется на аэродромах Кречевицы и Крестцы (теперь Новгородской области) и вёл действия в направлении Сольцов, Луги, Старой Руссы. В августе 1941 года большинство лётчиков-испытателей были отозваны.

В течение осени 1941 года полк испытывал хронический недостаток самолётов, так в августе 1941 года лётчиками полка было сбито 27 вражеских самолетов в 755 боевых вылетах, в сентябре 1941 — 7 самолётов, в октябре 1941 — всего 2, с ноября 1941 года полк перестал сбивать самолёты противника. В январе 1942 года полк смог сделать только 6 боевых вылетов.

6 января 1941 года полк выведен в резерв, перебазировался в Выползово, имея в составе 4 готовых самолёта и 8 неисправных. После двухдневного ремонта полк передан в состав 8-й смешанной авиационной дивизии, также действовавшей на северо-западном направлени. Недостаток самолётов в полку не прекратился: в составе полка числился даже один самолёт Bf-109. К марту 1942 года в полку был один У-2 и один УТИ-4, а из 11 МиГ-3 и одного Bf-109 не было ни одного исправного истребителя. Полк, получив по паре не новых самолётов И-15, И-16 и И-153 занимался прикрытием аэродрома, а также действовал в качестве ночного полка перехвата. Надо отметить, что полк использовался в том числе, как соединение ночных истребителей-перехватчиков в течение всей войны, так, в 1944 году прикрывает Вильнюс, Молодечно, обеспечивает круглосуточное прикрытие над Борисовым. Использование истребительного полка ВВС РККА в качестве ночного было достаточно редким явлением.

В апреле 1942 года в полк поступили 18 Як-1, после чего в основном полк прикрывал Ил-2 и Пе-2, действовавших в интересах 34-й армии в районе «рамушевского коридора», Демянска, Полы. К июлю 1942 года лётчиками полка по своим отчётам сбито 97 и уничтожено на земле 105 самолётов противника. Свои потери: погибло 22 лётчика, 11 из которых — на МиГ-3. 8 пропали без вести на Як-1.

В июле 1942 года полк короткое время находился в резерве, войдя в состав формируемой 239-й истребительной дивизии и продолжил боевую деятельность на северо-западном направлении, базируюясь на аэродроме Ветренка близ Крестцов. 22 ноября 1942 года полк выведен в резерв. С 30 июня 1941 года по 22 ноября 1942 года полк совершил 5295 боевых самолето-вылетов, провел 152 групповых воздушных боя, сбил 119 самолетов противника и уничтожил на земле 105 самолётов противника, 35 автомашин, 12 повозок, до 500 солдат и офицеров, при том, что потерял 45 самолётов (из них 11 — небоевые потери) и 36 человек. Собственно выведены в резерв были только штаб полка и 40 человек технического состава; оставшийся лётный состав передан в другие подразделения, так что полк практически формировался заново.

Формирование проходил в Багай-Барановке недалеко от города Вольска в 8-м запасном авиационном полку. Лётный состав полностью был передан из 301-го истребительного авиационного полка. Получил 34 самолёта Як-1. Перебазировался на аэродром Люберцы

18 апреля 1943 года полк прибыл на аэродром Пашковская под Краснодаром и приступил к боевым действиям на Северо-Кавказском фронте. Так 20 апреля 1943 года действует над Новороссийском, 29 апреля 1943 года в районах Анастасьевки и Крымской, сбив только за один день 15 самолётов противника. Однако и сам полк был сильно потрёпан: за первые десять дней боёв из 34 лётчиков потерял 11 убитыми и 5 ранеными. Перелетел на аэродром Тихорецка.

Дорого обошлось второе боевое крещение полка, уже дальневосточного состава. В небе Кубани погибли командир полка Владимир Папков, летчики Василий Аркуша, Анатолий Бойко, Владимир Волков, Юрий Калинин, Дмитрий Калошин, Василий Кирюхин, Павел Масленников, Василий Михеев, Василий Пустушкин, Иван Чернышев. В госпитале оказались Николай Бердес, Иван Феклин и Сергей Шпуняков. В плен попал Виктор Скорняков. Потеряно двадцать два самолета. За бои на Кубани командование дивизии направило представления на присвоение звания Героя Советского Союза Георгию Балашову, Павлу Гаврилину, Николаю Дугину, Василию Ломоносову, Акопу Манукяну Николаю Павлушкину (все они со временем были реализованы).

3 июня 1943 года перелетел в Липецк, где переформируется и доукомплектовывается. К исходу 21 июня 1943 г. все летчики и три четверти технического состава полка транспортными самолетами были доставлены в Липецк. Остальные прибыли железнодорожным эшелоном. На липецкой земле отметили вторую годовщину полка.


Вручение боевого знамени 402му иап. Слева направо: А. Рубахин, генерал Е. Савицкий, А. Манукян, Г. Балашов, С. Шпуняков.
фотография из журнала "Авиация и Космонавтика" №1/2010


В Липецке полк пополнился летным и техническим составом. Были получены новые самолеты: 16 Як-9Т и 15 Як-1. Эти машины нужно было освоить в короткий срок, ввести на них в строй молодых летчиков, а также обеспечить слаженность действий боевых расчетов пар - основной тактической единицы истребительной авиации. Личный состав готовили к боевым действиям ночью. Первыми ночные вылеты совершили Балашов, Павлушкин, Пивоваров и Рубахин. Одновременно летчики несли боевое дежурство, прикрывая район базирования от возможных налетов вражеской авиации.

С 18 июля в командование полком вступил майор А.Еремин, до этого бывший командиром 812-го ИАП. Решение было вызвано тем, что он имел опыт боевых действий ночью. Алексей Устинович Еремин, по словам хорошо знавших его, был смелым и грамотным пилотом, но отличался самолюбивым и властным характером. Свою деятельность на новом месте начал со скрупулезной проверки каждого летчика, невзирая на прежние заслуги и звания. Выбрав видавший виды Як-1, командир полка начал проводить учебные воздушные бои со своими подчиненными. Если летчик сумел доказать свою состоятельность в качестве воздушного бойца, ему вручали новенький Як-9Т.



С 6 сентября 1943 года действует на Южной Украине, так, 6 сентября 1943 года штурмует колонну отступающих войск в районе Марьинки (район Донецка), 11 сентября 1943 года действует в районе Волновахи, 24 сентября 1943 года — Большого Токмака, 21 октября 1943 года в районе Удачное - Новониколаевка

В декабре 1943 года перелетел в район Мелитополя. Также в конце 1943 года поддерживает советские войска в боях за никопольский плацдарм. С 1 января 1944 года вплоть до прорыва оборонительных укреплений в районе Сиваша, прикрывал сосредоточение советских войск и их переправ в районе Сиваша и в Крыму, так 25 января 1944 года в районе Джанкоя. С началом Крымской операции поддерживает наступающие войска, в частности 19-й танковый корпус, базируется в районе Аскания-Нова (аэродром Агаймак).

В период боевых действий непосредственно за Севастополь действует с аэродрома Кача, так 4 мая 1944 года штурмует аэродром на мысе Херсонес, 5 мая 1944 года действует над Балаклавой

К 10 мая 1944 года полк произвёл всего 8896 боевых самолетовылетов. Лётчиками полка проведено 807 воздушных боёв, в результате которых сбито 398 самолётов противника. Кроме того, штурмовыми действиями полк уничтожил и повредил 168 самолетов, 83 паровоза, 123 автомашины, 86 повозок, при своих потерях: 79 самолётов и 50 лётчиков.

За боевые действия, полк 10 мая 1944 года представлялся к званию гвардейского, а до этого — к почётному наименованию «Сивашский» и Ордену Красного Знамени.

После освобождения Севастополя перелетел в Орёл, затем в Смоленск, где доукомплектовывался и переформировывался. С 17 июня 1944 года действует в районе Витебска, Борисова в ходе Белорусской стратегической наступательной операции, затем в Литве в районе Каунаса, Вильнюса. 9 сентября 1944 года выведен в резерв в Могильно.

С началом Висло-Одерской операции поддерживает наступающие с Магнушевского плацдарма советские войска, затем перелетел на передовой аэродром Магнушев, после этого в 1945 году последовательно в 1945 году сменил аэродромы базирования: Замтер, Морин, Штаргарт, Варниц

19 января 1945 года действует в районе Кутно, 11 февраля 1945 года прикрывает переправы через Одер в районе Кюстрина, действуя с аэродрома Морин, 28 февраля 1945 года прикрывает штурмовики Ил-2 175-го гвардейского штурмового авиационного полка при их налёте на аэродром Польхов, 6 марта 1945 года действует над Штаргартом


18 апреля 1945 года действует над Требницем, 24 апреля 1945 года ведёт бой над аэродромом Нойруппин.

Закончил боевой путь на аэродроме Дальхов в Берлине
За четыре года войны полк совершил около 13500 боевых вылетов, уничтожил 810 самолетов противника, 25 аэростатов заграждения и наблюдательных, 436 автомашин, 99 железнодорожных вагонов, 12 бензоцистерн, 4 склада боеприпасов и 2 склада ГСМ, живой силы - 2795. Свои потери: живой силы - 88, самолетов - 81, из них 13 самолетов - небоевые потери.

Приказами Верховного Главнокомандующего полку объявлено 22 благодарности. Девятнадцати военнослужащим полка вручены ордена Ленина, семидесяти пяти - орден Красного Знамени, девяти - орден Александра Невского.

На настоящий момент преемником полка является Севастопольский Краснознамённый ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк, базирующиейся в Липецке

По количеству сбитых в воздушных боях самолетов полк стал самым результативным в ВВС, но гвардейского звания удостоен не был - поистине детективная (и не лишенная исконнорусской «специфики») история, которая, хочется верить, еще не завершена. По воспоминаниям ветеранов представления на почетное наименование «гвардейский» подавались неоднократно. Впервые - еще в октябре 1941 г., в третий раз - в марте 1944 г. после боев за Крым. Третье представление вроде бы даже прошло. И тут в полк приехал начальник политуправления для подготовки личного состава с предстоящим присвоением полку гвардейского наименования. А личный состав накануне за отличную работу по прикрытию от авиации противника уже получил благодарность от казаков корпуса генерала Кириченко. Понятно, что благодарность в самой значимой своей составляющей имела жидкую форму... Начальству это не понравилось. Тогда же с должности командира полка сняли Алексея Еремина, на его место назначили Анатолия Рубахина.

Рубахин Анатолий Ермолаевич

Блогерский путеводитель по Липецку

Tags: 1941 - 1945, 402 иап, Великая Отечественная война, Липецк, авиация, блогерский путеводитель
Subscribe

promo loginov_lip may 28, 2014 20:45 20
Buy for 1 000 tokens
Арифметика любви к Родине очень проста - она складывается из суммы слагаемых. Чем больше слагаемых и они разнороднее и искреннее, тем эта любовь полнее и разнообразнее. Любовь к Родине невозможна без знания о ней. На мой взгляд, это базовое условие. Если ты не знаешь, как можно понять и ценить?…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments